В данной статье рассмотрены проблемы инвестиций в городах, цели инвестиционной политики, цели городской привлекательности.
В связи с объективной тенденцией децентрализации финансового управления особая роль в реализации установленных задач становления государства, которое должно гарантировать опережающий рост государственный экономики по сопоставлению со среднемировыми темпами, принадлежит регионам, что требует, прежде всего, увеличения качества работы региональных управленческих структур по созданию благоприятных критерий для инвестиционной работы. Регион, в свою очередь, считается одной из подсистем государственной социально-экономической системы и содержит тесные связи с федеральными регулирующими системами, с другими регионами и с внешним миром. В следствии чего в реальное время проблеме увеличения инвестиционной привлекательности регионов уделяется внимание на всех уровнях муниципального управления, меры по обеспечению положительного инвестиционного климата дискуссируются на заседаниях Правительства РФ и Госсовета.
Целью данной работы является разработка практических рекомендаций по развитию инвестиционной привлекательности городов в России на основе изучения зарубежного опыта благоприятной инвестиционной политики некоторых городов Юго-Восточной Азии.
В ходе проведения исследования были решены следующие задачи:
- проведен теоретический анализ понятийного аппарата;
- рассмотрена система критериев привлекательности как российских, так и зарубежных городов;
- проанализирован комплекс факторов городской инвестиционной привлекательности (географический, экономический, социальный и др.);
- разработаны предложения и рекомендации по улучшению инвестиционной привлекательности городов в России (на примере г. Казани и др.).
Инвестиционная привлекательность города – это совокупность объективных экономических, социальных и природных признаков, средств, возможностей и ограничений, определяющих приток капитала в город и оцениваемых инвестиционной активностью.
Вложения играют самую важную роль в поддержании и наращивании финансового потенциала как государства, так и мегаполиса в целом. Это, в свою очередь, положительно отзывается на деятельности компаний, способствует росту валового национального продукта, увеличивает активность страны на внешнем рынке.
Также можно заметить, что прогрессивная российская деловая среда не считается благоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами очень неравномерно, в основном сосредотачиваясь в больших городах и обеспеченных полезными ископаемыми регионах. Оставшиеся регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не могут использовать инвестиционный потенциал.
В экономике рыночного типа, к которой в реальное время относят и Российскую Федерацию, хозяйствующие субъекты сами решают об осуществлении инвестиций в своей экономике. При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либо автономно, либо за счет заимствования средств на денежных рынках на конкурентной основе. Ключевыми аспектами необходимости инвестиций являются рост эффективности производства и максимизация прибыли. К тому же технологические изменения в состоянии базисных секторов настоятельно просят больших капиталовложений.
Ключевой задачей государственной инвестиционной политики считается создание благоприятной среды, способствующей привлечению и увеличению эффективности применения инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
В условиях глобализации экономики и интернационализации вложений ещё одним важным принципом инвестиционной политики страны считается создание условий для улучшений корпоративных отношений, приведения значения коллективного управления в отечественных компаниях к международным эталонам.
Инвестиционная политика зависит от внутренней и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.
Таким образом, можно прийти к выводу, что основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.
На современном рубеже становления российских городов, по мере обострения инфраструктурных, общественных и экологических задач, увеличивается заинтересованность, как властей населенных пунктов, так и их жителей, в новых подходах к городскому планированию, при котором во главу угла ставится не только финансовый подъем, но и совершенствования свойств жизни и общественного здоровья жителей.
Главной задачей деятельности городских властей становится увеличение привлекательности городов не только для ведения бизнеса, но и для комфортабельного проживания населения и рациональное пользование всеми ресурсами городов. Поэтому увеличивается внимание к наилучшим международным теоретическим разработкам и практическим примерам в области стратегического планирования населенных пунктов и управления ими, о чем в частности говорят итоги, проведенного Агентством «Эс Джи Эм» опроса руководителей крупнейших российских городов .
Специалисты выделяют следующие главные цели городской привлекательности: улучшение или сохранение конкурентоспособности предприятий промышленности и сферы услуг города; повышение степени идентификации граждан с территорией своего проживания; привлечение в экономику города новых ресурсов; создание определенного уровня известности.
В современных условиях по мере уменьшения бюджетного финансирования на федеральном уровне и роста финансовой несостоятельности бюджетов городов и муниципальных образований в качестве главного источника инвестиционного экономического финансирования выступают средства предприятий и фирм, находящихся на территории муниципалитета, а также зарубежных и отечественных инвесторов.
При формировании территориальной инвестиционной политики и разработке программы маркетинга территории необходимо иметь обоснованную позицию в выборе приоритетов развития отдельных городов, районов и края в целом. В таком случае создание конкурентной бизнессреды позволит объединить производственный потенциал региональных производителей в глобальную экономику. Так одним из потенциально перспективных направлений российской экономики для привлечения инвестиций являются малые города.
Таким образом, в настоящее время появляется объективная надобность выбора более действующих инструментов повышения эффективности деятельности каждого отдельного субъекта и страны в целом. При таком увеличении эффективности невозможно без рыночной конкуренции, результаты которой зависят от сложившейся конкурентоспособности предприятия, отрасли, города, региона или страны.
Так, под маркетингом территорий понимается работа, связанная с разработкой комплекса мероприятий по улучшению имиджа и конкурентоспособности территории при помощи основных маркетинговых инструментов и технологий. Применение такого инструмента способствует изменению бизнес среды города, что, в свою очередь, способствует улучшению инвестиционного климата и, как последствие – это увеличение уровня социально-экономического состояния территории.
Результатом внедрения рассмотренных инструментов станет улучшение инвестиционных потоков в города, способствующих интенсивному освоению территории, развитию инфраструктуры, улучшению социально-экономического развития земель, субъектов, в которых они присутствуют, а, значит, и развитию государства в целом.
Статья Исследование инвестиционной привлекательности городских территорий.