Социальный маркетинг приобретает особую актуальность в современном обществе. Одной из тенденций настоящего времени является то, что все больше государственных программ ориентированы на общественное развитие. Когда какой-либо хозяйствующий субъект работает над проектами, затратными для него, но несущими полезные изменения в обществе – это значит, что данный субъект занимается социальным маркетингом.

Социальный маркетинг – это использование инструментов и средств маркетинга (таких как стратегическое планирование, реклама и связи с общественностью, маркетинговые исследования) для проведения социально–значимых преобразований и укрепления некоммерческих организаций.

Отметим, что, социальный маркетинг включает в себя разработку программ в интересах всего общества, в которых сочетаются необходимые исследования, реклама, продвижение, приобретение репутации для удовлетворения интересов больших групп людей, совокупности которых и составляют общество. Также, социальный маркетинг занимается решением таких трех вопросов, как формирование стереотипов и убеждений (например, что курение опасно). Во-вторых, побуждение к социально полезному поведению или моделирование социальной практики (побудить бросить курить), и, в-третьих, получение конечного результата или социального продукта. Таким образом, социальный маркетинг применяют чтобы добиться изменений в поведении рисковых групп населения, усилить роль некоммерческих организаций через конкретные планы и повысить эффективность социальных программ.

В настоящее время в России много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в жизни общества. Именно она является одним из наиболее активно используемых инструментов социального маркетинга. Необходимость решения социальных проблем на местном уровне повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития.

Социальная реклама привлекает внимание людей к наиболее важным фактам о существующих в обществе проблемах, а также дает модели альтернативного поведения. Именно поэтому разработкой социальной рекламы должны заниматься специалисты, хорошо представляющие и особенности рекламной коммуникации в целом, и особенности той сферы, на освещение которой реклама направлена, и перспективы развития общего направления социальной деятельности этой сферы.

Несмотря на очевидную важность и значимость социальной рекламы, как в рамках всего общества, так и отдельного муниципального образования, в России эффективность социальной рекламы остается достаточно низкой. Это заставляет задуматься о ее качестве, ее содержании и формах размещения. Фактически она остается полем для упражнений начинающих рекламистов «пиарщиков», журналистов, где идет речь об общих темах (семейные ценности, патриотизм).

В то же время, выполненная по всем правилам социальная реклама учит человека, как нужно поступать, а не тому чего надо избегать. Она декларирует именно стиль жизни, стиль поведения и эта поведенческая функция и есть основная.

Подчеркнем, что рекламное сообщение не может посвящаться абстрактной проблеме и разрабатываться непрофессионалами. Общественные и рекламные цели каждого отдельного сообщения социальной рекламы, аудитория сообщения должны быть четко сформулированы и определены ее заказчиком. Маркетинговые цели некоммерческой организации на текущий момент не должны противоречить ее миссии и долгосрочной перспективе развития той сферы социальных отношений, в которой организация функционирует.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному можно сказать что, в системе маркетинговых коммуникаций реклама занимает особое место, главной целью которой является формирование спроса, стимулирование сбыта и продажи товаров. Реклама является самым действенным инструментом в попытках компании регулировать поведение покупателя, а также привлечь их внимание.

Статья на тему Социальный маркетинг