Возможность достижения успехов во всех сферах жизни общества и, как следствие, рост благосостояния и социального благополучия населения сегодня тесно связываются с необходимостью повышения образовательного уровня граждан, важной составляющей которого является знание права. В настоящее время необходимо уделять самое пристальное внимание вопросам правового образования и воспитания всего населения и в первую очередь подрастающего поколения, учащейся и студенческой молодежи. Одним из основных средств формирования высокого уровня правового сознания населения является правовое просвещение.

Среди форм правового просвещения следует выделить, прежде всего, правовое обучение (преподавание правовых знаний в учебных заведениях как юридического, так и иного профиля) и правовую пропаганду (распространение юридических знаний в средствах массовой информации). Именно сейчас резко возросла необходимость повышения уровня правового воспитания в современных условиях это вызвано возросшим значением роли права и требований законности в совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни общества.

Так, в ноябре-декабре 2016 года нами было проведено исследование, посвященное данной теме. В выборку вошли студенты ИГЭУ, n= 350.

В исследовании мы предложили респондентам выразить свое мнение по поводу введения обязательного изучения права в вузах на всех специальностях. Почти половина опрошенных (48%) ответили, что в современном обществе такая мера необходима. Четверть опрошенных сказали, что изучение права нужно вводить только на тех специальностях, где в нем имеется потребность.

Стоить отметить, что юноши чаще, чем девушки считают, что введение изучения права в вузах не нужно: 11% и 4,4% соответственно.

Что касается различий по факультетам, то тут ситуация сложилась следующим образом. Большая часть гуманитариев считает, что в современном обществе это необходимо (75,0%). А если рассматривать распределение ответов среди студентов технических специальностей, то лишь 32,5% студентов ЭЭФ считают данное “нововведение” необходимым, а вот большинство студентов ТЭФ солидарно с гуманитариями (56,8%). Так же следует отметить, что достаточно большой процент “технарей” затруднились ответить на данный вопрос (52,3%).

Возможно, такое процентное распределение связано с неоднородным разделением выборки между студентами гуманитарных и технических специальностей.

Если сравнивать различия по курсам, то мы заметим тенденцию возрастания процентов на положительный вариант ответа (“Да, в современном обществе это необходимо”) с увеличением курса. Студенты первого курса – 30,3%, второго – 50%, третьего – 65,4%, однако на четвертом курсе лишь 54,1% респондентов. Так же почти четверть первокурсников (18%) ответили, что изучение права вводить не нужно. И среди тех, кто затруднился ответить на данный вопрос, больше всех так же первокурсников: 16,9% респондентов.

Далее за вопросом о необходимости данного нововведения следовал вопрос о том, в какой форме изучение должно осуществляться. Так, большинство опрошенных (41,9%) сказали, что изучение должно осуществляться в форме практической отработки различных правовых ситуаций на семинарах. Кроме того, 40% респондентов ответили, что стоит изучать правовые дисциплины на занятиях. Четверть респондентов (28,7%) ответили, что были бы эффективными встречи с работниками правоохранительных, судебных и иных органов и посещение соответствующих учреждений. Созданию кружков правовой направленности респонденты отдают меньше всего предпочтения: такой вид правового воспитания занимает лишь четвертое место среди всех предложенных.

Студенты ФЭУ отдают свое предпочтение такой форме как “изучение правовых дисциплин на занятиях” (55,6%), а студенты ЭЭФ считают, что лучше практически отрабатывать различные правовые ситуации на семинарах (42,3%), нежели изучать данные дисциплины (24,5%). Студенты электромеханического факультета тоже отдают свое предпочтение отработке правовых ситуаций (46%).

Возможно, такое различие в предпочтениях связано со специальностями студентов: гуманитариям интересней изучать право именно в курсе дисциплин, а “технарям” проще и гораздо интересней оттачивать определенные правовые ситуации, нежели учить правовые нормы и обязанности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что правовое воспитание в вузе необходимо, оно интересует студентов. Они считают, что изучение права необходимо в современном обществе, в том числе для молодежи.

Статья на тему Правовое воспитание в ВУЗе