Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей. Они обладают существенным возможностями влияния на мнения, мотивы, оценки людей. При изучении аудитории СМИ важно учитывать ее информационные потребности. В современном обществе количество и разнообразие средств массовой коммуникации очень велико, и в этих условиях учет информационных потребностей приобретает большое значение. Аудитория получила возможность выражать свое мнение, характер СМИ перестал быть однонаправленным.Для изучения информации телеканала Барс, нами в марте-апреле было проведено исследование, целью которого было изучение медиааудиторий в городе Иваново.

Объем выборочной совокупности составил 100 человек из числа жителей г. Иваново от 18 лет и старше, положительно ответивших на скрининговый вопрос “Смотрите ли Вы телеканал Барс?”. По социальнодемографическим характеристикам выборочная совокупность выглядит следующим образом. Мужчины составили 35%, женщины – 65%. Возрастная структура выборки представлена следующими категориями: 18-19  лет – 13%, 20-29 лет – 25%, 30-39 лет – 12%, 40-49 лет – 17%, 50-59 лет – 22%, 60 лет и старше – 11%.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что из разных видов СМИ у респондентов на сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется телевидение (47%). Можно отметить, что печатные издания заметно уступают в популярности интернету и телевидению – прессу назвали в качестве основного источника информации только 14% опрошенных. Однако наблюдается некоторые различия в использовании источников информации в разных возрастных группах. У молодых людей основным источником информации выступает интернет, в старших возрастных группах – телевидение.

Как показали результаты исследования, по показателю известности телеканал “Барс” можно считать лидером областного телевещания. Анализ данных показывает, что в среднем мужчины смотрят “Барс” на ТНТ чаще, чем остальные областные телеканалы – 16,7 раз в месяц. У женщин лидером по частоте просмотра является “Барс-плюс” – 17,2 раз в месяц. Таким образом, можно сказать, что телеканал “Барс” на ТНТ, является лидером среди других областных телеканалов как по известности, так и по популярности и частоте просмотра.

Для выявлений тематических предпочтений аудитории мы предлагали респондентам ответить на вопрос “Как часто Вы смотрите следующие программы телеканала Барс?” с вариантами ответа: “смотрю каждый выпуск”; “смотрю больше половины выпусков”; “смотрю примерно половину выпусков”; “смотрю менее половины выпусков”; “не смотрю вообще”. Поскольку периодичность выхода разных телепередач различна, мы впоследствии перекодировали соответствующие переменные.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что мужчины предпочитают смотреть телепрограмму “По горячим следам”, “Губернский наблюдатель”, “Коммуналка”, а женщины “Погода в Иванове”, “Прогулки по городу”, “Губернский наблюдатель”. Были также выявлены некоторые возрастные различия: лидером зрительских предпочтений у респондентов среднего возраста (30-49 лет) являются телепередачи “Губернский наблюдатель”, “Коммуналка”, “Погода в Иванове”, а в старших возрастных группах (50 лет и старше) “По горячим следам”, “Погода в Иванове”, “Прогулки по городу”. Кроме частоты просмотра различных программ телеканала “Барс”, мы также измерили известность и популярность  корреспондентов и ведущих телеканала “Барс”. Лидером по известности стали Майа Гуринович и Виктор Ломосков.

Таким образом, можно сказать, что самыми известными и популярными ведущими телеканала “Барс”, являются Майя Гуринович и Виктор Ломосков. Как следует из полученных нами результатов, из разных видов СМИ наибольшей популярностью у респондентов на сегодняшний день пользуется телевидение. Большинство респондентов смотрят телевизор практически ежедневно. Лидером среди областных телеканалов по показателю известности является телеканал “Барс”. Этот же телеканал можно считать, судя по результатам нашего исследования и самым популярным. Самыми известными и популярными ведущими этого телеканала являются Майа Гуринович и Виктор Ломосков.

Статья на тему Cоциологический анализ