Одной из актуальных проблем в психологической науке является подростковая агрессия. Порождают агрессию кризисные процессы, происходящие в мире, влияющие на психику людей. Враждебность, асоциальность подростков волнует общество, поэтому психологи и педагоги проводят исследования и выявляют всё новые причины, вызывающие агрессию. Каждый родитель переживает, когда дети начинают вести себя агрессивно и поддаются таким порокам, как наркомания и алкоголизм, а их проступки поражают жестокостью и безжалостностью.
Возрастная специфика подростков характеризуется изменениями в развитии:
- появляется чувство взрослости
- происходят физиологические преобразования
- смена социальной роли
- стремление к свободе, самостоятельности
- желание выделиться среди сверстников
Возникает двоякая ситуация, когда подросток дисгармоничен в своем поведении, выражает протесты и теряет интерес к прежним увлечениями, но в то же время начинает проявлять самостоятельность, его деятельность становится более разнообразной, он ответственнее относится к себе и другим людям и т.д. На данном этапе ребенок осознает новую социальную позицию, которая отражает сознательное отношение к себе как члену общества.
Важная особенность рассматриваемого периода в том, что у подростков возникают вопросы по поводу сексуальной сферы. Половое развитие как раз приходится на подростковый возраст, и происходит рост влечения к противоположному полу. Прежде всего, подросток заново оценивает свою половую идентичность с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о маскулинности и фемининности. Благодаря агрессии дети стремятся завоевать внимание противоположного пола.
Индивидуальные особенности играют значительную роль в подростковом возрасте. Меняется эмоциональная сфера подростков, которая становится хаотичной, быстро изменяющейся.
- Перепады настроения зависят от оценки другими своей внешности
- Зависти
- Недостаточной свободы
- Совершения удачного поступка (плохого или хорошего) для выделения из группы одноклассников
Эмоции аффективны, что приводит к слабому самоконтролю, то есть ребенок проявляет импульсивность, несдержанность. Напрямую зависит эмоциональная сфера и от самооценки подростка, которая достигает крайней отрицательной или положительной отметки. От этого ребенок испытывает повышенную тревожность, включает защитные механизмы или ведет себя вызывающе, проявляет гиперактивность.
Одна из причин возникновение агрессии – это желание подростка общаться с ровесниками, а не с родителями. Подросток стремится занять определенную социальную позицию в классе, чтобы удовлетворить потребность получения авторитета для привлечения внимания. Но класс быстро сменяется группой «более крутой». Для этого ребенок должен соответствовать новой группе, которая, зачастую, является неформальной и ее члены характеризуются девиантным поведением. Для поддержания нового статуса подросток ведет себя агрессивно, доказывая свою принадлежность к неформальному объединению других ребят. Срабатывает «стадное чувство» и желание выделиться благодаря новому социальному положению, которое основано на девиантности.
Внутрисемейное взаимодействие и социально-экономические возможности семьи – одна из главных причин возникновения агрессии. Именно в подростковом возрасте ребенок оценивает материальное положение семьи, осознает невозможность удовлетворения потребностей, вызванных, например, появлением новых моделей телефонов у одноклассников. Из-за этого рождается агрессия, чувство отсталости, обособленности от класса, друзей, что нарушает общение между детьми и родителями. Насмешки, издевательства сверстников по поводу бедности окончательно приводят ребенка к депрессии, сильной агрессии и таким тяжким последствиям, как суицид.
Подробнее остановимся на причине, возникшей относительно недавно – компьютерные игры. Каждый знает, что зачастую компьютер покупают не для практической пользы, а для видеоигр, но мало кто задумывается об их пользе. Американские ученые из Мичиганского государственного университета совместно с немецкими коллегами провели исследования, результаты которого позволяют утверждать, что видеоигры могут оказывать влияние на работу головного мозга человека, вызывая у него агрессивные побуждения (из комментариев одного из разработчиков исследования Рене Вебера). Также считается, что стоит с особым вниманием относиться к выбору детских компьютерных игр: игры типа «пугалки» и «стрелялки» – провокаторы агрессивного поведения подростка. Но часто родители не замечают возрастные ограничения на видеоиграх и сами дарят их детям, не подозревая о запретном содержании. Компьютер сужает поле интересов ребёнка, общение сокращается, возникает собственный мир, ограждающий детей от реальности.
А постоянные сцены насилия в компьютерных играх тренируют реакцию молодого поколения на определенные жизненные ситуации, не проявляя при этом эмоций. В виртуальных играх подросток ощущает дозволенность, осуществляет действия, которых бы он не совершил в реальности, чувствует причастность к другим игрокам. Но все это – лишь виртуальный мир, способный в один миг исчезнуть.
Таким образом, исследование причин подростковой агрессии является сложным социально-психологическим явлением, для изучения которого применяется множество различных подходов. На основе обобщения российского и зарубежного опыта по изучению причин подростковой агрессивности можно выявить, что агрессивность рассматривается не только как личностное свойство, основу которого составляет направленность личности, определяющее систему отношений личности к себе, другим, труду и обществу в целом, но и как результат влияния окружающего мира, наполненного современными технологиями и быстрорастущим количеством новых потребностей.